Каждая пятая авария в Казахстане происходит из-за плохого состояния дорожного полотна
Каждая пятая авария в Казахстане происходит из-за плохого состояния дорожного полотна
Двадцать лет назад журналисты спросили одного иностранца: «Как вам алматинские дороги?». Тот помялся и ответил: «Обе очень плохие — и проспект Суюнбая, и проспект Аль-Фараби». «А как же другие дороги?»- не отставали от него журналисты. Иностранец изумился: «А что, остальные у вас тоже считаются дорогами?!».
Много времени прошло с тех времен, а хороших дорог в Казахстане как не было, так и нет. А ведь каждая пятая авария происходит именно из-за плохого состояния дорожного полотна. Общая протяженность автомобильных дорог у нас составляет 128 000 километров. Для сравнения: в Японии — 1 210 251 км, во Франции — 951 200 км, в Испании — 681 298 км, в Германии — 644 480 км. Все эти страны, вместе взятые, по территории меньше, чем наша республика! В мировом рейтинге качества дорог Казахстан занял 117-е место из 144 стран. Ура-патриоты надулись от гордости: как же, Россия на 136-м месте! Кроме того, эксперты оценили качество нашего дорожного покрытия на 2,7 балла из семи возможных. Это ниже, чем в Иране и Беларуси. Кого-нибудь это огорчило? Отнюдь! Чиновники ликуют: позади нас Кыргызстан (2,5), Украина (2,3) и Молдова (2,0).
Зачем сравнивать себя с аутсайдерами? Равняться надо на лидеров. Президент Нурсултан Назарбаев как-то сказал: «Недавно я узнал, что в России строится дорога Казань — Москва с использованием нового типа железобетонных изделий. Срок возведения — всего два года, стоимость сокращается почти на треть. А у нас дороги, которые только что сделаны, требуют ремонта через год после начала эксплуатации. В том числе в столице».
Сейчас происходит не их модернизация, а латание дыр. Да и новые дороги строят по старой технологии: снизу готовят основу из грунта, посыпают щебень и гравий, сверху закатывают асфальтом — и дорога готова. В советские времена транспортный поток был низким, а сейчас автомобильные перевозки становятся главенствующими. По нашим дорогам едут огромные фуры с нагрузкой в 8-12 тонн. Экономика требует качественных дорог, поскольку Казахстан интегрируется в международное сообщество. Продиктовано это не только потребностями казахстанского бизнеса, но и зарубежного. Страны Европы и СНГ, Китай и Восточная Азия крайне заинтересованы в том, чтобы в Казахстане были качественные дороги — слишком выгодное положение занимает он. Автомобильная трасса Западная Европа — Западный Китай должна пройти через нашу страну. Эта дорога может принести Казахстану огромные дивиденды, это своего рода золотая жила.
Так что жалеть денег на качество дорожного строительства не надо. А вот экономить надо. Средства нужны огромные, но чем больше их выделяется, тем больше денег не хватает. Столь парадоксальная ситуация возникает из-за коррупции. Для получения госзаказа подрядной организации необходимо потратить немалые средства на незаконные вознаграждения. Из-за этого строительным компаниям приходится экономить на качестве работ.
Есть еще несколько причин. Например, несоответствие выделяемых средств качеству строительства и реконструкции дорожного полотна. Кроме того, нарушаются технологии, что связано с некомпетентными кадрами: набирается дешевая рабочая сила, которая привлекается фирмами-подрядчиками, косвенным образом принадлежащими чиновникам. А еще при укладке дорог не учитываются климатические и гидрогеологические особенности местности.
Стоимость дорожного строительства — это отдельная тема. В этом плане мы до сих пор пользуемся советскими нормами. Мажилисмен Талгат Ергалиев сделал такое сравнение: «Один километр автомобильной дороги в Иране обходится в среднем в 600 тысяч долларов. Строительство такого же участка дороги с аналогичными параметрами у нас стоит 3,7 млн долларов. Средняя стоимость дорог в США составляет 2,4 млн долларов, в Испании — 1,64 млн долларов, в Финляндии — 1,35 млн долларов, в Китае — 1,16 млн долларов».
Дорожно-строительные фирмы и чиновники, их крышующие, сразу заверещали: дескать, в этих странах в стоимость строительства не входит выкуп земли, проектно-сметная документация, облагораживание зелеными насаждениями. Да, вполне возможно, но есть одно обстоятельство: за границей дороги строят из бетона. У нас же бетонок очень мало — менее 5%: основная причина заключается в необходимости использования специальных марок цемента. Между тем в мире стремительно растет строительство дорог с бетонным покрытием, потому что они обладают рядом неоспоримых преимуществ. Износоустойчивый, долговечный и прочный бетон дает достаточно большую экономию. Поэтому, как это ни парадоксально, строительство дорогой бетонной дороги в конечном итоге обходится дешевле. Дорожное покрытие из бетона выходит дороже асфальтового в 1,5-2 раза. Однако нижний слой из бетона прослужит многие десятки лет, а верхний меняют через каждые 5-7 лет. А вот дороги с асфальтовым покрытием и такого качества, как делают у нас в стране, требуют ямочного ремонта уже через три года. Бетонное же покрытие 10-12 лет ни в каком ремонте не нуждается. Таким образом, общие эксплуатационные затраты на асфальтовую и бетонную дороги через восемь лет составят одинаковую сумму. А потом бетонное покрытие становится все дешевле и дешевле асфальтового.
Еще один плюс бетонных дорог. Асфальтовые покрытия сильно прогибаются под воздействием большегрузных машин, что приводит к порче дорожного полотна. А бетонное покрытие в значительной степени уменьшает прогиб дорожного полотна, следствием чего является экономия топлива — до 20%. Вообще, бетонная дорога может прослужить без ремонта 50 лет. К тому же бетонки эксплуатируются без перерывов, в то время как по асфальтовым трассам движение часто ограничивается из-за ремонта. Особенно это заметно в весенний период. По статистике, более 60% асфальтовых дорог подвергаются различной степени деформации именно в весенний период. А для бетонных покрытий этот показатель составляет всего 5%. К тому же движение по бетонным дорогам считается более безопасным, чем по асфальтированным трассам. А еще бетон более экологичен, чем асфальт, который содержит в себе нефтепродукты, которые проникают в почву. Почему я так много говорю про бетонные дороги? Да потому что наткнулся в Интернете на видеоклип «Как строят дороги в США». Очень советую посмотреть. Шесть минут ролика пролетают как мгновение. Технология строительства — это просто фантастика! Перед заливкой бетона на дорогу ложится плотная сеть арматурного покрытия. Затем американские работяги вручную разглаживают шероховатости. Неудивительно, что в некоторых странах СНГ данный видеоклип запретили: для чиновников и дорожников это гораздо страшнее пропаганды гомосексуализма.
Если мы хотим хорошо жить, то мы должны строить хорошие дороги. Ездить по отличным бетонным трассам, а не по разбитой грунтовке. Жить на центральных дорогах мира, а не на заброшенном тракте